Анализ сказок (Снежная королева). Некоторое время назад я заинтересовалась происхождением и смыслами сказок, мифов и различных волшебных историй. Некоторые из них имеют авторское происхождение, авторов других мы не знаем и считаем их народными. Но все равно и в тех и других есть определенные образы, схемы, связи, которые и придают сказке и волшебству в ней осмысленность, глубину и если прислушаться к себе, то ощущение истинности, которое не покидает на протяжении всего повествования, несмотря на то, что мы прекрасно знаем, что сказка – вымысел. Сказки часто анализировались, люди искали в них исторические отсылки, социальное и многое другое. Я же исхожу с позиции ощущений, которые вызывает сказка. И на основе этих ощущений возникают образы и смыслы. Снежная королева. Для рассмотрения я взяла не саму сказку, а немецкую экранизацию 2012 года. На мой взгляд, это очень удачная экранизация, т. к. авторы смогли передать дух сказочности, не наполняли фильм бессмысленными зрелищными деталями и предысториями. Дело в том, что сказка является образом и символом, как и все персонажи в ней. Почти никогда в сказках персонажи не являются в прямом смысле людьми, личностью (хотя есть исключения). Это части и свойства личности, абстрактные понятия, разум, душа, любовь и так далее. Ошибочно наделять их чрезмерными свойствами индивидуальности. Эти свойства нужны только в том размере, в котором персонаж олицетворяет какую-то идею или символ. Именно поэтому создание цельных индивидуальностей, «приземление» персонажей, дают отрицательный эффект восприятию сказки. Делают ее просто приключенческим повествованием с моральной окраской. В данной экранизации авторы если и наделяли сказку новыми деталями, то такими которые бы раскрывали смысл сказки глубже, но ни в коем случае не способствовали пустому украшению или бессмысленному удлинению сказки. Кай и Герда. Они не родственники. Любовь кровная предопределена природой, а не кровная - нет, она индивидуальна, свободна. Главные герои любят друг друга возвышенной любовью. По сути, они составляют единство, разорванное снежной королевой. Она забирает себе Кая, ту часть, которая имела склонность к рациональному, более сухому и поверхностному взгляду на мир. Кай имеет задатки инженера и математика. В начале сказки он устраивает теплицу для роз Герды, в которой они могут цвести всю зиму. Розы. Достаточно сказать, что здесь роза – это символ любви. Снежная королева не может завладеть живыми розами. Как только она к ним протягивает руки – они замерзают. Смысл в том, что грубое, поверхностное мышление не может ухватить глубинную суть многих категорий таких как жизнь, любовь и так далее, что и символизируют розы. Позже Снежная королева просит Кая создать такое устройство, которое бы сохраняло живые розы в ее ледяном дворце, чего он выполнить не сможет, а именно создать машину, наделенную активной внутренней жизнью, душой. После попадания осколка льда в глаз Кай больше не может видеть красоту роз. Зато он восхищается математически выверенной красотой снежинок и их кристаллической решеткой, т. е. тем, из чего состоит все неживое. Лед и снег в этой истории означают, что человек воспринимает только материальную, внешнюю сторону чего-либо, он перестает видеть то, что обращается к глубинам его души, что вызывает в нем чувства и ощущения. В фильме этот момент очень верно показан. В тот момент, когда Каю в глаз попал осколок льда, мы смотрим на мир его глазами и видим, что вдруг все краски мира исчезли, мир стал черно-белым. Представьте, что бы мы почувствовали, если бы так случилось, что глаз человека перестал бы воспринимать цвет. Хотя мир не изменился бы, но для нас он стал бы иным, пустым, печальным. Мир для Кая навечно скован льдами, занесен снегом. Он больше не видит его внутренней жизни. В других сказках мы часто встречаем то, что какой-то человек или предмет "заморожен" или "заколдован". Это имеет примерно такой же смысл. К примеру, в сказке о Красавице и Чудовище мы видим подобную метаморфозу. Красавица лишь ночью без света может «увидеть» настоящее, то что скрыто за внешней оболочкой существа (прекрасного принца), а днем она видит лишь иллюзорное (чудовище). Тем временем Герда ищет воссоединения с Каем. Она находит переход из мира физического в мир за гранью сознания – реку, по которой ее несет лодка. (Переход это, как правило, что-то менее плотное, чем земля - вода, туман, иногда лес). Можно вспомнить другую сказку Андерсена – Дикие лебеди, в которой сестра видит своих братьев в их настоящем облике, только переправившись через реку (тоже к вопросу о заколдованных персонажах). Сюда же можно отнести и мультфильм «Ежик в тумане», где показан классический сюжет перехода ежика (в туман) и познания таких вещей, которые оставляют глубокий след в нем после возвращения. Он уже не станет прежним. Ежик живет обычной жизнью, занимается по вечерам не слишком осмысленным занятием – считает звезды с другом. Он идет по дороге, неся с собой всего лишь маленький узелок – свой скудный жизненный опыт и небольшие знания. За ним следует филин - его альтер-эго. Он повторяет всего его движения, но в более грубой и глупой манере. Ежик не видит филина вне тумана, только в пространстве тумана он встречается со своим альтер-эго лицом к лицу. По сути, в тумане ежик видит то, что живет в нем самом, так как спуск в туман – это что-то вроде осознанного погружения в себя, когда то, что живет в тебе самом, становится тем, что подступает извне. Все меняет свои размеры, становится чем-то противоположным, например, улитка становится слоном. Ежик находит опору в этом изменчивом мире в виде огромного величественного дуба, но это стоит ему потери своего узелка. Но вернемся к Герде. Попав в пространство вне обычного сознания, она проходит череду обычных испытаний. Сначала она оказывается в прекрасном саду у волшебницы, которая дает ей зелье для того, чтобы Герда была весела и забыла про поиски Кая. Это испытание на зависимость от физических веществ, дающих ложное счастье. Герда успешно его проходит. Далее она попадает во дворец, где ее окружают богатством. Это испытание материальными ценностями. Также она встречает маленькую разбойницу, которая в итоге все же проникается сочувствием, т. е. встречает свои теневые качества, которые ей удается обратить во благо. Тем временем Королева дает Каю задание сложить из кусочков льда слово "Вечность". Только тогда он станет свободным. Вообще, лейтмотив вечности проходит через весь сюжет о Королеве и это важная деталь для понимания смысла. Тут мы встречаем противоречия между самой жизнью и стремлением к вечной жизни. Безжизненная материя вечна, но не живая материя. Разум Кая, как инженера и рационализатора стремится к вечной жизни в машине. Процесс создания ледяного строения или механизма, в котором бы росла живая роза в ледяном дворце Снежной королевы - это борьба между желанием механической вечности и пониманием что она для живой материи невозможна.

Теги других блогов: сказки анализ символы