О страхе (на основе книги "Загадка страха" Хеннинга Келера) Страх очень сложно анализировать, так как мы стремимся отдалиться от него, вытеснить из сознания и жизни, а когда встречаемся с ним, то не можем соблюдать нормальную дистанцию, с которой его можно было бы рассмотреть и проанализировать, так как он сразу овладевает нами и парализует способность суждения. То он слишком далек, то слишком близок чтобы стать понятным. Сила страха зависит от природной впечатлительности. И хотя многие принимают ее за эмоциональность, это не всегда так. Впечатлительность означает, что человек обладает очень чувствительным аппаратом принятия и обработки внешних впечатлений и информации. Его многое в мире увлекает, захватывает, а вещи и события, малозначительные для других, кажутся значительными. Страх же это по большей части усиленная впечатлительность, естественная реакция на непосильные впечатления и переживания. При этом особенность страха в том, что сам страх попадает в разряд событий, вызывающих страх. Причина многих проблем – не сам страх, а боязнь страха. Когда мы сталкиваемся с чем-то новым и неизвестным, влекущим проблемы, то страх выступает в сам момент столкновения. Но иногда столкновение с рядом проблем и отсутствие сил и способностей для их решения вызывают не просто страх, а страх самого страха. Дело в том, что страх сам по себе является крайне неприятной эмоцией. Он будто бы растворяет наше «Я», наше самосознание. Человек перестает адекватно оценивать ситуацию, так как впечатление от ситуации подступает к нему слишком близко и сильно. Для спокойной оценки ситуации человеку требуется определенное убежище, сохраняющее расстояние, с которого можно взглянуть на проблему и подумать о ее решении. Когда слишком сильные впечатления пробивают брешь во внутреннем мире человека, то «Я» как будто растворяется в окружающем мире, в слишком сильных впечатлениях. Суждения отступают, а эмоции захлестывают. Мы не можем быстро оценить ситуацию, она застигает нас врасплох, понимаем, что не можем оградить себя (в этот момент и зарождается страх), и наше «Я» рискует потерять опору. Страх пробивает брешь в способности оценить ситуацию и наше «Я» как будто вытекает сквозь нее. Подобное происходит и когда человек дает себя увлечь и другим сильным обостренным эмоциональным реакциям и аффектам под влиянием сильных впечатлений. Страх делает ощущение «Я» слабее. Человек не чувствует границы между внешним миром и им самим, ощущает страх как угрозу раствориться, потерять себя, в конечном счете исчезнуть. Это ощущение потери себя очень неприятно. Страх испытать это ощущение снова и есть страх страха. Оценить ситуацию означает отодвинуть конкретное впечатление до того, как оно прорвется в душевный мир со всей разрушительной мощью. Перехватив эту инициативу, мы становимся способны идти навстречу данному впечатлению. Такая инициативность при встрече с сильными впечатлениями говорит о том, что «Я» человека работает на высоком уровне. Способность сказать себе в сложной ситуации: «мои суждения и действия подвластны мне» не лишает страха, но лишает его парализующей силы. Страх также вызывает ощущение отчужденности, так как человек понимает, что только чуждое может причинять боль. Но у ощущения обособленности есть две стороны. Это и источник душевной боли и в то же время необходимость, так как налаживание контакта с миром предполагает опыт одиночества. Поэтому чтобы овладеть страхом нужно принять иную, добровольную форму одиночества, работать над ней, искать возможность сосредоточиться, искать внутреннюю опору, но не тюрьму, в себе самом. Добровольное, «высшее» одиночество и есть альтернатива бегству в одиночество, диктуемое страхом. Глубокие чувства и переживания также невозможны без открытости и близости, без выхода в незащищенное пространство, где счастье и боль соседствуют друг с другом. Тот, кто хочет любить, должен научиться доверять, зная, что это доверие может быть бессовестно обмануто. А с этим также связано чувство страха. Вопрос о причине страха не то же самое что вопрос о невозможности совладать с ним. Нет чудесного решения, которое избавит от страха. В первую очередь для этого необходима переоценка ценностей, пересмотр мировоззрения. Иногда страх человека перед страхом и как следствие перед жизнью приводит к наивысшему возмущению перед страхом и к обретению умения справляться с ним. К слову, все практические советы как с ним совладать это лишь бесполезный набор слов, если они преподносятся без фундаментальной перемены жизненной позиции. Мировоззрение, в котором человек ценен только исключительно за свои достижения, но не усилия, само культивирует страх. Это господствующее мировоззрение. Большинство людей опасаются неудач, так как никто не оценит усилия, пусть и огромные, если они оказались тщетны. Качество жизни, однако, определяется не материальным благополучием, не максимальной свободой от внешних неприятностей, а в разрешении проблем, стойкости перед лицом опасностей, обид, страхов и разочарований, то есть в постоянном умышленном выходе из зоны привычного. Если понимать под качеством жизни умножение не материального, а духовно-душевного благополучия, не накопительство, а развитие способностей и углубление опыта, не построение системы внешних укреплений, а развитие способностей разбираться в непривычных ситуациях, не достижение максимально высокого ранга в иерархии межчеловеческих связей, а социальную компетентность и умение любить, то без мужества и стойкого отношения к страху не обрести ничего, что придает человеческой жизни смысл и достоинство. Истинное благополучие есть результат личного развития, которое не может вызреть без неудач, одиночества, сомнений. Таким образом, наиважнейший аспект проблемы страха - это знание каждого из нас, что человек, потерпевший неудачу, рискнувший и проигравший, часто порицается обществом и остается один. Мало кто может со всей любовью принять проигравшего. Но почему мы засчитываем поражение в минус, а не риск в плюс? Ведь куда важнее с искренним рвением взяться за дело, пусть оно и не по плечу. Люди часто не понимают, что без взаимопомощи со страхом не совладать. Но для этого необходимо совсем иные критерии ценности человека. К примеру, заслуживает большего уважения не тот, кому все дается легко, а тот, кто обладает меньшим, но ценой огромных усилий, снося неудачу за неудачей. Поэтому нужно проявлять понимание и уважение к людям, чьи старания оказались бесплодны. Готовность к поражению – важнейший источник сил формирования личности, но черпать из него тем сложнее, чем меньше уверенности в уважении ближних независимо от победы или поражения. Если говорить о механизме страха, то любая незнакомая ситуация, где нужно испытать себя, кажется нам опасной так как мы не знаем, пройдем ли мы успешно это испытание. Все люди обладают разными природными телесно-биологическими способностями. Каждый человек интуитивно догадывается, как он способен вести себя при столкновении с проблемами разного характера. И как кролик не может начать проявлять кошачьи повадки, человеческие качества, обусловленные во многом биологией, также являются барьером на пути к совершению того, что требует иных качеств. Однако, человеческие идеалы как раз призваны помогать людям развивать из своих природных свойств новые. Желая полностью обезопасить себя от неудач человек обречен на крах, так как смелость - это прежде всего готовность к поражению. Поэтому, когда стремление избежать поражений становится жизненным принципом, а безопасность самоцелью, смелость убывает. Но если человек не хочет загубить свою жизнь в унылом однообразии, он должен принять страх. Стремление избежать страха вырабатывает в крайней своей форме ненависть к миру. Человек начинает искать пути его отрицания и вытеснения. Страх также может маскироваться под неуемной жаждой власти, тенденции всегда принимать сторону сильного, претензий на роль авторитета. Из-за череды отказов решать актуальные для него задачи или же череды неудач человек может начать презирать себя. Презрение к себе, недооценка собственных сил приводит к тому, что человек полагается на себя все меньше и меньше. Человек начинает укреплять защитные границы и в итоге они разрастаются до размеров неприступного вала, становясь тюрьмой. Однако наша совесть, как механизм объективной оценки себя, требует, чтобы мы не отрекались от себя, своих идеалов и, как следствие, своих устремлений из слабости, корысти и других факторов. Люди, отрекшиеся от них, прекрасно знают об этом и презирают себя.

Теги других блогов: эмоции страх впечатлительность